Союзники США не желают быть пешками в черноморской авантюре НАТО
Заявление постоянного представителя США в НАТО Кей Бейли Хатчисон о том, что Блок планирует обеспечить безопасность прохода украинских кораблей через Керченский пролив, вызвало в Москве недоумение.
Если вопрос касается правовых аспектов, то «помощь» либо «посредничество» НАТО в вопросе отношений двух стран не нужны. Украинские суда, как гражданские, так и военные спокойно проходят под Керченским мостом, когда соблюдают установленную Москвой процедуру. А если американцы собираются помогать Киеву проводить корабли без согласия России, то это уже совсем другой вопрос.
«Выпад» — «ответ»
3-4 апреля 2019 года в Вашингтоне проходит встреча глав МИД стран-членов НАТО, в ходе которой предполагается принятие в том числе и «пакета мер» по обеспечению «безопасного прохода украинских кораблей через Керченский пролив». Об этом накануне встречи сообщила Хатчисон:
«Это пакет, который увеличивает разведку, в том числе воздушную, вхождение большего числа кораблей стран НАТО в Чёрное море, чтобы гарантировать, что для украинских кораблей есть безопасный проход через Керченский пролив».
Россия в ответ официально «пожала плечами», решила дождаться итогов саммита и самого документа. На вопрос, какой будет официальная позиция Москвы, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сказал:
«Мы не понимаем, что имеется в виду».
И действительно, понять американцев, исходя даже из тех норм международного права, которое пока признает Вашингтон, очень трудно.
Что могут сделать американцы
Для начала надо вспомнить, что американская инициатива привлечь к активному противостоянию в Черном море флоты стран НАТО минувшей зимой натолкнулось на «непонимание» со стороны главной страны континента — Германии. Берлин не понимает, зачем ему обострять свои отношения с Москвой, с которой, вопреки некоторым нерешенным проблемам, у нее вполне нормальные и деловые отношения. То же самое касается и других значимых союзников американцев по НАТО, флоты которых имеют возможность вмешаться в «азовско-черноморские» разборки.
Также Вашингтон сегодня не может полагаться и на флот Турции, которая пусть и формально входит в НАТОвские структуры, но состоит там сегодня скорее в роли нештатного «агента Кремля», чем реального союзника. А значит, в вопросе «помощи Украине» США должны рассчитывать только на собственные силы.
И тут возникает несколько важных вопросов. Американские самолеты могут вести разведку в интересах любого отряда кораблей в Черном море, в том числе и в интересах эскадры ВМС Украины. Но это никак не поможет Киеву провести собственные корабли без спроса под Керченским мостом. Во-первых, их обнаружат задолго до подхода, а во-вторых, как показали ноябрьские события прошлого года, у Киева сегодня просто нет сил, чтобы выполнить эту операцию. И сделать они это могут, только прячась за внешнюю силу.
И тут пора вспомнить о статусе Черноморских проливов и статусе Керченского пролива, пусть даже и в той редакции, которую сегодня не признает Россия, но признают США и Киев.
Согласно положениям Конвенции Монтрё, определяющим статус черноморских проливов, одновременно в акватории моря могут находиться военные суда суммарным тоннажем не более 30 000 тонн. У США есть корабли класса «Орли Берк», которых одновременно в Черном море может находиться не более трех. Но здесь важно даже не их количество, а то, что Вашингтон точно не станет рисковать очень дорогими, но такими хрупкими, как показали недавние события кораблями (два из них были протаранены один за другим в акватории Тихого океана гражданскими кораблями, причем один из эсминцев чуть было не пошел ко дну).
Протаранить «Орли Берки» какой-нибудь быстроходной, но не особо нужной гражданской посудиной станет честью для ее капитана, который будет после этого в России самым настоящим национальным героем. Да, его активы в США будут заморожены, и он сам подпадет под санкции, но это максимум чего смогут добиться американцы. Ведь формально они не могут претендовать даже на компенсацию ущерба, раз нарушили правила прохождения Керченского пролива, который оговаривается совсем другим документом.
Соглашение между Россией и Украиной от 2003 года содержит пункт, в котором сказано, что без обоюдного согласия двух «договаривающихся сторон», ни одно военное судно «третей стороны» не может войти в Азовское море. А значит, любой протараненный в водах Керченского пролива «Орли Берк» (а разрешения ему никто не даст), станет законным трофеем российской стороны.
Конечно, можно предположить, что американцы привлекут к этой операции свои новейшие патрульные суда класса LCS, но Береговая оборона США в подобных операциях точно участвовать не будет, как и флоты лояльных Вашингтону Румынии и особенно Болгарии, которая не меньше чем Германия хочет сегодня избежать открытого противостояния с Москвой.
А значит, скорее всего заявление Кей Бейли Хатчисон останется без значимых последствий. У США просто нет для реальной помощи Киеву нужного «инструментария», а их союзники вписываться в новую авантюру Вашингтона точно не будут.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Читайте ИА «Политика сегодня» в Яндекс.новостях
Сетевое издание «Cod23.ru» Учредитель: Майоров Роман Евгеньевич. Главный редактор: Сыроежкина Анна Николаевна. Адрес: 430004, Республика Мордовия, город Саранск, ул. Кирова, д.63 Тел.: +7 929 747 33 89. Эл. почта: newscod@yandex.ru Знак информационной продукции: 18+